II форум академического фандрайзинга в УрФУ

Фандрайзингом я заинтересовался всерьез после того, как Владимир Савельев собрал на Boomstarter 307 тысяч рублей на книгу “Статистика и котики”. Вскоре после этого оказалось, что в УрФУ 27-28 октября проходит Форум академического фандрайзинга, причем уже во второй раз. Я решил сходить и посмотреть, как сейчас обстоят дела с фандрайзингом в других университетах.

В целом форум мне понравился. Я ожидал, что будет междусобойчик УрФУ, но приехало много людей из разных университетов и фандрайзинговых фондов. Большая часть выступлений была практическая и полезная.

Коллеги из НГУ рассказали о проекте сбора взносов от участников ассоциации выпускников. Техническую реализацию делал Илья Орлов (увидеться с ним было очень приятно). УрФУ рассказал о сборе денег на антарктическую метеоритную экспедицию Гроховского и памятник любви. В целом, успешных проектов было не так уж много, и объем их не очень большой. Владимир Савельев вполне мог бы выступать спикером на форуме.

По словам выступающих, сейчас можно собрать деньги под любую тему. Главное придумать правильную историю для проекта. Продается именно эта история, а не сам проект. Причем при подготовке истории нужно учитывать потребности аудитории, которой мы будем ее рассказывать. Коммерческим компаниям важен бизнес, студентам - эмоции, успешным людям - ощущение причастности к чему-то большому и очень полезному. Все любят проекты, способные изменить мир.

Больше всего понравился тренинг “Как прокачать навык обращения за пожертвованием, чтобы не бояться просить”. Вела Марина Ступникова, заместитель директора Фонда целевого капитала НИУ ВШЭ. Насколько я понял, она одна из ключевых людей, которые занимаются фандрайзингом в Вышке. В первой части тренинга Марина рассказала, как устроен фандрайзинг у них. Из интересных вещей - программа “Конструктор успеха”. Выпускникам важно получить признание университета, именно на это и направлена программа. PR-служба Вышки проводит фотосессию и интервью с выпускниками, которые сделали университету крупное пожертвование (от 100 тыс. руб.). Другая интересная вещь - подготовка красочной брошюры со всеми проводимыми фандрайзинговыми проектами ВШЭ. Вместо того, чтобы долго выпытывать из потенциального благодетеля его интересы, часто бывает удобно дать ему такую брошюру, и он сам выберет. Во второй части тренинга была интересная и забавная групповая практика, по ней напишу отдельно более подробно.

Не понравилось только мероприятие по взаимодействию с ИТ-компаниями. Зачем-то предложили пообсуждать тему импортозамещения, которая никак не относится к фандрайзингу. Потратили на это целый час. Затем пытались обсудить возможные совместные проекты, но с предложениями выступила только компания IBM. Все остальные ограничились общими словами. Жаль, что ничего интересного так и не придумали.

По результатам форума у меня однозначный вывод: фандрайзингом имеет смысл заниматься. Люди готовы платить, и деньги у них есть. Просить деньги тяжело, но, как показал опыт Владимира Савельева, результат стоит трудов.

Знаете ли вы другие успешные фандрайзинговые проекты? Пожалуйста, пишите о них в комментариях.