Совет федерации

На прошлой неделе мы участвовали от УрФУ в круглом столе “Об обеспечении подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики”, который проходил в Совете Федерации. Наши предложения на круглом столе основывались на том, что мы обсуждаем в последнее время на радиофаке с ИТ компаниями.

  1. В Екатеринбурге не хватает ИТ специалистов. Срок закрытия ИТ вакансий в Екатеринбурге примерно 3 месяца. Это больше, чем в Москве, Питере, Казани, Новосибирске и многих других крупных городах. Если так пойдет дальше, то ИТ компаниям Екатеринбурга будет выгодно открывать офисы в городах, где больше айтишников. Возможно даже придется перенести головные офисы в один из таких городов.

    Проблему можно решить, увеличив количество мест по ИТ направлениям в университетах Екатеринбурга. Сейчас в Екатеринбурге 1700 таких бюджетных мест в бакалавриате и магистратуре, в то время как в Казани 2600, в Новосибирске 2700, а в Питере 9500.

    Также будет полезно если университетам разрешат самостоятельно распределять места внутри области образования “Инженерное дело, технологии и технические науки”, куда входит ИТ. Тогда университеты могли бы передать места от слабо востребованных специальностей с низким проходным баллом ЕГЭ на ИТ направления.

  2. В университете некому учить программистов. Зарплаты преподавателей очень низкие, по сравнению с зарплатами в ИТ. Поэтому квалифицированные люди не остаются преподавать в университетах. Нужно разработать инструменты целевой финансовой и иной поддержки молодых преподавателей в области математики и информатики. В том числе создать инструменты стимулирования компаний поддерживать образовательные и исследовательские программы в этих областях, например, за счет налоговых льгот.

    Выступление на круглом столе в совете федерации

  3. Не хватает аудиторий и общежитий для подготовки ИТ специалистов. Нужна целевая поддержка строительства и реновации кампусов университетов и общежитий для формирования адекватных условий обучения и проживания студентов.

  4. В Свердловской области мало школьников, которые хорошо знают информатику. В 2018 году в Свердловской области всего 355 человек сдали ЕГЭ по информатике с 81 до 100 баллов, а именно столько нужно, чтобы стать хорошим айтишником. Получается, что работать на уровне университета недостаточно, обязательно нужно заниматься школами.

    Первое и самое важное предложение: разделить ЕГЭ по информатике на две части – базовую и продвинутую. Сейчас ЕГЭ по информатике не имеет никакого отношения к программированию и реальной деятельности ИТ специалистов. Нужно создать новую продвинутую версию, которая будет ориентированна именно на будущих программистов. Программа продвинутого курса по информатике за счет этого должна стать интереснее и ближе к жизни, поэтому можно ожидать, что она привлечет больше талантливых школьников.

    В школах такая же проблема с теми, кто будет учить информатике, как и в университетах. Поэтому нужны похожие программы поддержки школьных учителей информатики, как и преподавателей университета. Причем поддержка нужна не только финансовая, но и методическая: что именно преподавать и как. Без помощи университетов и ИТ компаний школьные учителя не смогут сделать хороший курс по информатике, который был бы полезен не только для сдачи ЕГЭ.

    Дополнительные предложения для поддержки школьников:

    • Создать сеть кружков для школьников в широком поле информационных технологий: машинное обучение, робототехника, программирование, мобильная разработка, спортивное программирование, компьютерное моделирование.
    • Разработать меры поиска, целевой поддержки и сопровождения талантливых школьников по траектории Школа-Университет-Компания цифровой экономики. Создать института кураторов (наставников) школьных и студенческих проектов.
    • Создать систему цифрового портфолио школьников и студентов и методику их анализа для подбора оптимальных треков развития и образования.
  5. Цифровая экономика – это не только программисты. Нужно разработать образовательную программу для развития цифровых компетенций у студентов не ИТ-направлений и включить ее в образовательные стандарты. Также имеет смысл организовать программы дополнительного профессионального образования для переподготовки взрослых по цифровым технологиям (по аналогии с Президентской программой подготовки управленческих кадров).

  6. Развитие сообщества. Справиться с перечисленными выше проблемами отдельно университетам, школам и ИТ компаниям невозможно. Поэтому необходимо создание сообщества, обсуждающего потребности, образовательные программы и вектор развития цифровой экономики. Именно это сообщество будет систематически обсуждать совершенствование педагогических техник для цифровой экономики как для университетов, так и для школ. Также сообщество будет заниматься развитием проблематизирующих методик образования, таких как хакатоны.